Казалось бы, что нового можно найти в отечественной классике 19 века, изучаемой со школьной скамьи? Оказывается, можно. Есть у ряда русских писателей, романтиков и реалистов, малоизвестные страницы, позволяющие отнести их к зачинателям русского хоррора.
В России хоррором принято называть жанр в литературе и кино, который вызывает в читателях или зрителях чувство страха, ужаса и зачастую посвящён различным чудовищам и монстрами (например, вампирам), потусторонним силам и жутким событиям. Термин происходит от англ. horror, что в переводе обозначает «ужас». Однако раньше слово хоррор не употреблялось в России и как отдельный жанр не выделялось, а произведения с элементами мистики назывались фантастикой.
Слово «фантастика» произошло от греч. phantastike — искусство воображать. Литературная энциклопедия под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского даёт следующее определение: фантастика в литературе — это изображение неправдоподобных явлений, введение вымышленных образов, не совпадающих с действительностью, ясно ощущаемое нарушение художником естественных форм, причинных связей, закономерностей природы. Из этого можно сделать вывод, что фантастика в литературе сопряжена с миром сверхъестественным, потаённым и чудесным.
Художественная фантастика содержит в себе переплетение двух миров – естественного и сверхъестественного. Мир сверхъестественный, вторгаясь в мир реальный, деформирует в нём причинные отношения, поэтому фантастическое всегда сопряжено с таинственным, поддерживающим напряжённость и занимательность. Однако, фантастическое имеет роль второстепенную и вспомогательную, с её помощью писатели стремятся постичь земной мир и социально-психологические отношения, рассказать об обществе. На первом плане стоят мотивы поступков и поведения людей, живущих в реальном мире.
Фантастику 19 века можно условно разделить на два типа. Те, кто грезил о чудесах технического прогресса, писали научную фантастику. Те, кто видел пути развития человечества в религиозно-мистическом контексте, писали мистику. Для некоторых писателей было характерно видимое смешение жанров, например Владимир Одоевский. (Гулый А. "Век девятнадцатый, чудесный...").
Зачинателем русской фантастической повести считают Антония Погорельского. Его повесть "Лафертовая Маковица" содержит все основные признаки жанра. Писатель раскрывает жизнь небогатого мещанского семейства, которое верит в народные представления о колдовстве, о злой силе, способной ввергнуть человека в грех и такой целью сделать его богатым. Продавая душу дьяволу, человек обретал деньги, но не избавлялся от мучений нечистой совести. Повествование строится на контрасте двух линий – бытовой и чудесной. (Коровин В. "О русской фантастической повести").
В фантастической прозе наблюдаются таинственные случаи, загадочные происшествия, которые вызваны необъяснимым и непостижимым для героев ирреального мира. Чтоб обусловить введение фантастических элементов в произведения, писатели используют различные клише, например, сон, расстройство создания, сильное опьянение, повышенная эмоциональная возбудимость персонажа, либо же оставляют в недоумении.
Классиками русской мистики по праву считаются Н. В Гоголь («Вий»), А. С. Пушкин ("Пиковая дама"), А. С. Пушкин — В. П. Титов ("Уединённый домик на Васильевском"), О. Сомов ("Киевские ведьмы"), А. К. Толстой ("Упырь", "Семья вурдалака") и другие писатели-мистики, создавшие пласт иной фантастической литературы. Рассказы конца 19 – начала 20 века сложно назвать романтико-мистическими. Можно говорить о чистом мистическом «хорроре» и «саспенсе» (от англ. suspense «неопределённость, беспокойство, тревога ожидания»).
В конце XVIII века произошли перемены в общественной психологии людей. Феодальный строй переживал острый кризис, разрушались моральные нормы и возникали новые. Введение фантастики в сюжет обнажало противоположность человечности, доброты, щедрости и бескорыстия нравов, невежеству и суевериям, непонятным и порабощавшим сознание, наивно полагающее, что источник зла заключён в чертях и ведьмах, в дьяволе и сатане, которые искушают человека и делают его своим послушным орудием. Но вместе с тем фантастика давала почувствовать, что настоящие причины лежат не в потусторонней сфере, а в реальных условиях и в самом человеке, который либо уступал напору обстоятельств, либо противился. Благодаря фантастике чётко вырисовывался разлад между народными и феодальными этическими нормами, между моралью, не порвавшей с народными представлениями, и моралью, отступивших от них. (Коровин В. "О русской фантастической повести").
На выставке можно познакомиться подробнее с произведениями, которые способны произвести впечатление на современного видавшего виды читателя на абонементе общего обслуживания (122 каб.) с 8 ноября по 28 декабря 2024 года.
|