Особую актуальность и значимость сегодня приобретают этнические особенности воспитания ребёнка в семье. От того как ребёнок воспитывался в семье, как рос и развивался, зависит его ценность для общества.
У каждого народа складывается своя традиция воспитания. Не зная, как тот или иной народ воспитывает своих детей, невозможно понять ни его образ жизни, ни особенности его социальной истории. В удмуртской культуре ребёнок занимал особое место и определяющая роль в воспитании детей принадлежала семье.
В воспитании трудолюбия самым лучшим наглядным уроком был личный пример родителей. С их помощью и под их наблюдением дети постепенно включались в круг хозяйственных забот семьи. Мальчиков привлекали к жатве, сенокосу, разъясняли им секреты охоты, рыболовства, пчеловодства. Матери начинали обучать дочерей полевым работам, рукоделию, приготовлению пищи. Поощрение, похвала были естественными последствиями детского труда, плохо выполненное дело, неуважительное отношение к чужому труду, в свою очередь, могло повлечь за собой наказание, порицание, осуждение. Это был искусный педагогический прием и подлинное введение в жизнь.
Искусным воспитательным приемом считались игры и игрушки. Первоначально среди игрушек преобладали предметы домашнего обихода, затем дети с помощью взрослых начинали делать игрушечные орудия труда, а со временем переходили к настоящим, специально сделанным для них. Подражая старшим, дети осваивали в играх особенности крестьянской работы, сложившиеся стереотипы поведения. Велика была роль игр и в физической закалке подрастающего поколения.
Данная выставка призвана в самых общих чертах дать представление о воспитательных ценностях удмуртского народа, о роли женщины и мужчины в удмуртской семье, методах и формах социализации детей в удмуртском обществе. Представлены издания, в которых отражаются особенности народной педагогики удмуртов.
Выставку дополняют репродукции картин художников Удмуртии, а также книги, в которых значительное место занимают пословицы и поговорки о семье, детях, родителях.
|