|
|
|
с 1 по 29 сентября 2023 года
Выставка новых документов
На выставке были представлены иллюстрированные монографии по русскому и зарубежному искусству (серии «Художники русской эмиграции»), популярная серия «Искусство_VED», посвященная наиболее ярким и значительным явлениям и ключевым фигурам в истории культуры, путеводитель по современному искусству, книги по искусству средневековья и стрит-арту.
(ОКНОД, к. 210 (Зал ПИ), тел. 916-362)
|
Список литературы |
Обзор |
Фото |
Список литературы
Основная литература
1. Толстой, А. В.
Художники русской эмиграции : [12+] / А. В. Толстой ; вступ. ст. Д. Сарабьянова. - Москва : Искусство-XXI век, 2019. - 341 с. : ил. ; 21,5 см. - (Художники русской эмиграции). - Библиогр. в подстроч. примеч. - Указ. имен: с. 293-341. - ISBN 978-5-98051-193-7.
Книга представляет собой фундаментальное исследование феномена русской художественной эмиграции «первой волны». Речь идет о художниках, которые начинали свою профессиональную деятельность на территории Российской империи, но были вынуждены продолжить ее в других странах: Турции (Константинополь), Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев (Белград), Чехословакии (Прага), Германии (Берлин) и Франции (Париж). Автор рассматривает искусство русской эмиграции как самостоятельный поток единой отечественной художественной традиции, отделившийся от культурных процессов на родине по причине внетворческого характера – большевистской революции 1917 года. Своеобразие книги состоит в том, что оба потока – и внутрироссийский, и эмигрантский – представлены здесь как две части одного культурного явления – русского искусства. Круг имен мастеров, затрагиваемых в книге, очень широк: от всемирно известных В. Кандинского, М. Шагала, X. Сутина, Н. Гончаровой, М. Ларионова до забытых на родине Маревны, С. Шаршуна, И. Пуни, Н. Тархова; от ретроспективистов круга «Мира искусства» А. Бенуа, К. Сомова, стилистов Б. Григорьева, А. Яковлева и Ю. Анненкова до экспериментаторов и модернистов П. Челищева, В. Баранова-Россине, А. Певзнера, А. Ланского, С. Полякова, Н. де Сталя и других. Книга богато иллюстрирована, снабжена обширными приложениями и адресована как специалистам, так и широкому кругу любителей отечественного искусства XX века.
2. Чарни, Н.
Искусство подделки : мнения, мотивы и методы мастеров подделки / Н. Чарни ; пер. с англ. : В. Самошкина, К. Челлини. - Москва : Искусство-XXI век, 2018. - 294 с. : ил. ; 23 см. - Библиогр.: с. 277-282. - Алф. указ.: с.285-289. - Рус. яз. - ISBN 978-5-98051-185-2.
Известный специалист по расследованию преступлений в сфере искусства Ной Чарни написал книгу, которая читается как детектив. «Герои» его исследований – преступники, и в то же время, люди незаурядные, талантливые, если не сказать, гениальные. Автор знакомит читателей с тысячелетней историей подделок и мошенничества в разных сферах искусства: в живописи, рисунке, скульптуре, археологии, литературе и… виноделии. Кроме того, Ной Чарни рассматривает мотивы, которые толкают незаурядных художников на преступления, и предлагает познакомиться с современными способами распознавания подделок. Эта книга для всех, кто интересуется историей мирового искусства.
3. Демпси, Э.
Стили, школы, направления : путеводитель по современному искусству : [12+] / Э. Демпси ; пер. с англ. : В. Крючковой, Е. Чуры. - Москва : Искусство-XXI век, 2017. - 311 с. : ил. ; 28,5 см. - Библиогр. в конце ст. - Имен. указ.: с. 307-311. - Рус. яз. - ISBN 978-5-98051-178-4.
Предлагаемый в этом путеводителе свод 300 стилей, школ и направлений дает представление о кардинальных линиях развития в живописи, скульптуре, архитектуре и дизайне одного из самых динамичных и увлекательных периодов в истории искусства. В основных статьях книги, посвященных 100 наиболее значительным стилям и направлениям, приводятся программные позиции, изложенные в художественных манифестах, суждения критиков, описываются драматические события, связанные с выставками, восторженная или возмущенная реакция публики. Материал расположен в хронологическом порядке — от импрессионизма XIX века до таких направлений века XXI, как лэнд-арт, саунд-арт, интернет-арт. Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся современным искусством.
4. Резвин, В. А.
Архитекторы и власть : [12+] / В. А. Резвин. - Москва : Искусство-XXI век, 2013. - 308, [2] с. : ил. ; 26 см. - Библиогр.: с. 275. - Указ. имен: с. 276-308. - ISBN 978-5-98051-112-8.
Книга известного архитектора-реставратора, историка русской архитектуры В.А.Резвина — одна из первых публикаций, посвященных сложной проблеме взаимоотношений архитекторов и власти в России с давних времен и до наших дней. В книгу вошли документально-исторические очерки о зодчих и о сильных мира сего, чьи судьбы оказались неожиданным образом связаны: Аристотеле Фьораванти и Иване III, Растрелли и Бироне, Баженове и Екатерине II, Стасове и Аракчееве, Львове и Павле I, Мержанове и Сталине. Издание адресовано широкому кругу любителей русской архитектуры и истории.
5. Рид, Г.
Краткая история современной скульптуры : [12+] / Г. Рид ; пер. с англ. Д. Атаевой. - Москва : Искусство-XXI век, 2018. - 237, [2] с. : ил. ; 70х100/16. - Библиогр.: с. 213-215. - Имен. указ.: с. 228-237. - Рус. яз. - ISBN 978-5-98051-183-8.
Книга английского историка искусства Герберта Рида «Краткая история современной скульптуры» (1964), задуманная как парный том к его «Краткой истории современной живописи» (1959), впервые публикуется на русском языке. По прошествии полувека она не утратила своей актуальности и по-прежнему считается классикой искусствознания. Материал книги охватывает бурный и противоречивый период развития современного искусства с конца XIX до начала 60-х годов ХХ века. Ключевое слово в ее названии — «современная» — определило выбор автора: он выстраивает ряд скульпторов — от Родена до Сезара, в творчестве которых произошел решительный разрыв с классической традицией, и анализирует их работы, отвечающие духу нового времени. Богато иллюстрированное издание адресовано искусствоведам, культурологам, а также широкому кругу читателей, интересующихся культурой ХХ века.
6. Байдин, В. В.
Под бесконечным небом : образы мироздания в русском искусстве : [12+] / В. В. Байдин. - Москва : Искусство-XXI век, 2018. - 364, [3] с. : ил. ; 70х100/16. - Библиогр.: с. 331-333. - Имен. указ.: с. 351-364. - ISBN 978-5-98051-177-7.
Книга русского и французского культуролога Валерия Байдина представляет собой уникальное по охвату и богатству материала исследование, посвящённое русскому художественному космизму. Автор прослеживает развитие образов мироздания в искусстве от археологических памятников восточных славян до позднего советского андеграунда. Метод герменевтики, основанный на связи слова, религиозного обряда и пластической формы, помогает раскрыть забытый смысл древнерусских «священных знаков», по-новому объяснить сакральную символику средневекового храма. В книге повествуется об «иконосфере» времён Андрея Рублёва и Дионисия, о поиске «вселенского отклика» в русском пейзаже эпохи романтизма и символизма, об утопии «пересотворения мира» и течении «художественной прогностики» в искусстве авангарда, о «планетарной» эстетике поставангардного периода и «космической метафизике» художников-нонконформистов. Красочный иллюстративный ряд дополняют отрывки из произведений русских мыслителей, писателей и поэтов разных эпох. Книга, написанная в свободной эссеистской манере, адресована культурологам, искусствоведам и всем, кто интересуется историей русской культуры.
7. Андреева, Е. Ю.
Параллельные современности : тексты о российском искусстве 1980-2010-х годов : [18+] / Е. Ю. Андреева. - Москва : Искусство-XXI век, 2021. - 380, [3] с. : ил. ; 70х100/16. - Библиогр. в примеч.: с. 337-339. - Имен. указ.: с. 355-380. - ISBN 978-5-98051-217-0.
В книге известного искусствоведа Екатерины Андреевой речь идет о творчестве петербургских и московских художников нескольких поколений: от нонконформистов-шестидесятников до миллениалов. Принципом отбора текстов стало исследование личного, а не группового творчества, так как современное искусство, несмотря на сетевой характер культуры, отнюдь не монолитно, в нем преобладают изолированные художественные системы — «параллельные современности», отделенные друг от друга, но не от жизни. Самые заметные изменения в современном искусстве связаны с тем, что оно, став мультимедийным, не зависит от материальных ограничений. Искусство творится из всего и обо всем, принимая любые формы: это видео-арт и инсталляции, скульптуры и арт-объекты, фотография, стрит-арт, живопись, графика, кино, театр, мода… И все это создается с помощью новых технологий и затрагивает самые разнообразные темы современной жизни: социальную справедливость, экологию культуры, гендерные роли, историю и ее толкование, глобализацию и т.д. Ракурсы современности без исторических делений и футурологических прогнозов — вот предмет данной книги. Издание адресовано искусствоведам, культурологам, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами современного искусства.
8. Вальде, К.
Мурал XXL. Монументальная настенная живопись : [12+] / К. Вальде. - Москва : Искусство-XXI век, 2018. - 192 с. : ил. ; 32 см. - Пер. с англ. - Рус. яз. - ISBN 978-5-98051-182-1.
Жанр городской монументальной росписи существует на протяжении столетий, даже тысячелетий, но современные граффитисты и мастера уличного искусства (стрит-арта) совсем недавно начали работать в формате XXL. По мере того как росписи увеличивались в размерах, стрит-арт и граффити сближались, и сам по себе масштаб отдельных работ стал привлекать внимание и коллег-художников, и широкой публики. Муралы — фасадная живопись огромных размеров — превратились в самостоятельный феномен в искусстве. Книга немецкой художницы с мировым именем Клаудии Вальде посвящена творчеству небольшой группы мастеров либо уже создавших себе имя в области монументальной фасадной живописи и проложивших путь своим многочисленным последователям, либо тем из них, кто выделяется благодаря своей оригинальной технике и стилю. Тем, кто хотел бы увидеть отдельные работы в оригинале, поможет карта в конце книги, где указано местонахождение лучших образцов муралов XXL по всему миру. Для широкого круга любителей современного искусства и всех, кто интересуется проблемами урбанистики.
9. Акимова, Т. А.
Средневековье. Светское искусство, XIII-XV века / Т. А. Акимова. - Москва : Искусство-XXI век, 2022. - 335 с. : ил. ; 28 см. - Библиогр.: с. 331-333. - Указ. имен: с. 334-335. - ISBN 978-5-98051-224-8.
Книга искусствоведа Татьяны Акимовой знакомит читателя с произведениями светского искусства Западной Европы XIII–XV веков, представляя огромный по масштабу, но малоизвестный материал: это настенные росписи и книжные миниатюры, шпалеры, вышивки, ювелирные украшения, предметы домашнего обихода и костюма — ларцы, таблички для письма, футляры зеркал, гребни, фибулы, выполненные из слоновой кости, металла и дерева. Художественные памятники, какими было столь богато время прекрасных дам и благородных рыцарей, высоко ценивших красоту и роскошь, рассматриваются в том тематическом разнообразии, в котором они когда-то существовали в жилых интерьерах: в них оживали, находя свое зримое воплощение, герои рыцарских романов, сюжеты кельтских и германских легенд, поэтические аллегории куртуазной любви. Интерпретация тем и мотивов декоративного убранства замков и городских резиденций знати поможет читателю лучше понять уклад жизни людей той эпохи, их представления о таких важных категориях человеческого бытия, как любовь, жизнь, смерть, время, выходившие за пределы как церковной, так и античной традиции. Богато иллюстрированное издание адресовано специалистам (историкам, культурологам, искусствоведам), а также широкому кругу читателей, интересующихся культурой Средних веков.
10. Лебедева, И. В.
Антихрестоматия : 69 современных художников: опыты интерпретации : [12+] / И. В. Лебедева. - Москва : Искусство-XXI век, 2023. - 182, [8] с. : ил. ; 28 см. - Библиогр.: с. 186. - Имен. указ.: с. 188-190. - ISBN 978-5-98051-237-8.
Перед вами не справочник и не словарь стилей и направлений. Автор книги знакомит читателей с современным искусством, с мастерами которые ему близки, и дает собственную интерпретацию их произведений. Книга написана простым и ясным языком, что делает сложный материал доступным для наших взрослеющих детей, их друзей и родных всех возрастов. Это своего рода «тренажер»: на примере анализа ряда работ показано, каким образом можно использовать собственный культурный багаж для интерпретации. А значит, понимая, что «неправильных интерпретаций» сегодня по определению не может быть — стать активным соавтором современных художников. 69 мастеров искусства конца ХIХ — начала ХХI века, среди которых европейские, советские/российские и американские авторы (художники, скульпторы, фотографы и архитекторы), показаны в живом потоке развития искусства. Они представлены не только хрестоматийными работами, а молодые авторы соседствуют с мэтрами, как это и происходит в жизни. Учимся вместе интерпретировать разные произведения, отличающиеся по времени создания и мощи звучания, ведь и на выставках мы встречаемся с самым разнообразным материалом, которого не должны бояться! Данное издание может быть использовано преподавателями как методическое пособие.
|
|
|
|
|
|
|
|
|