У всякого народа есть родина,
но только у нас – Россия.
Г.П. Федотов
Лики Руси
Восприняв от Византии христианство (в 988 г.), Русь восприняла и определенные основы языка культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко национальные формы.
Древнерусское искусство в нашей культуре занимает значительное место. От времен Ярослава Мудрого до эпохи Петра I древняя живопись прошла долгий и сложный путь развития.
Несмотря на отвлеченный мир религиозной символики, средневековые художники претворяли в искусстве свои мысли и чувства, мечты и размышления. Их произведения помогают полнее и ярче представить нам красоту жизни русского народа.
Связь искусства с действительностью особенно характерна для творчества Андрея Рублева – замечательного живописца конца XIV – начала XV века, 660 лет со дня рождения которого исполняется в 2020 году.
Андрей Рублев принимал участие во всех крупнейших художественных работах того времени. О том, насколько ценились его произведения, свидетельствует случай, когда Иосиф Волоцкий, писатель-публицист конца XV –начала XVI века, желая умилостивить разгневанного удельного князя, послал ему в дар «иконы Рублева письма».
В XVI веке, при Иване Грозном, на Стоглавом соборе 1551 года, где обсуждались различные вопросы общественной жизни Руси, было постановлено: «Писати живописцам иконы с древних образов, как греческие живописцы писали и как писал Андрей Рублев».
Культура Древней Руси – это не только иконы и фрески, но и литературные источники. Словесное искусство средневековья – это особый мир, во многом потаенный для современного человека. У него особая система художественных ценностей, свои законы литературного творчества, непривычные формы произведений. Постижение истоков отечественной духовной культуры сравнимо с хождением в «землю незнаемую», что сопряжено с большими трудностями. Освоить художественное пространство средневековой литературы может лишь посвященный в его тайны.
|