Сектор художественной литературы приглашает посетить выставку "От народно-героического эпоса к фэнтези в зарубежной литературе". Экспонируемая литература представлена двумя разделами: "Народно-героический эпос" и "Литература фэнтези".
У всех народов есть сказания о подвигах легендарных героев. Назывались они былинами, песнями, сагами. Главный герой защищает род от демонических сил и воюет за независимость племени, народа это и есть героический эпос. На героический эпос большое внимание оказала кельтская и германо-скандинавская мифология. Часто эпос и мифы настолько связаны между собой, что провести границу между ними трудно. Эта связь отражена в особой форме эпических сказаний - сагах. Складывали саги скандинавские поэты - 9-12 вв. - скальды. Собрание этих саг дошло до нас в виде дву Эдд: "Старшаей Эдды, "Младшей Эдды".
"Младшая Эдда" -это прозаический пересказ древнегерманских мифов и сказаний, выполненный исландским историком и поэтом Снорри Сьурлусоном в 1222-1223 гг. "Старшая Эдда - сборник 12 стихотворных песен о богах и героях. Из эпоса других народов отметим героический эпос англасаксов - "Беовульф" Мир "Беовульфа" - это мир королей, дружинников, мир пиров. Герой поэмы - храбрый и великодушный воин, котороый совершает подвиги и всегда готов прийти на помощь людям.
К наиболее зрелым формам героического эпоса принадлежит греческая Иллиада, испанская "Песнь о Сиде", французская песнь о Роланде. "Песнь о Сиде" отражает события отваивания у арабов своей страны. Главный герой - Родриго де Бивар, которого арабы прозвали Сидом (господином). Центральным эпизодом "Песни о Роланде" - является ронсевальская битва, прославляющая мужество людей, верных делу "милой Франции".
В германском эпосе "Песнь о Нибелунгах" есть и историческая основа и сказка -вымысел.
Второй разде "Литература фэнтези".
Стиль «меча и магии» считается самым старым.Героическое фэнтези описывает приключения отдельных героев, физически сильных и опытных воинов, решающих свои задачи при помощи силы и ловкости. Изначально появились в греческих мифах о Геракле и книгах о Тарзане. Спустя много лет этот поджанр был продолжен сагой Роберта Говарда о Конане из Киммерии. Успех этой серии породил множество подражаний (Фриц Лейбер, Ларри Нивен) и прямых продолжений (Леон Спрэг де Камп, Лин Картер, Стив Перри, Пол Андерсон). Более самобытное развитие жанр получил в произведениях Майкла Муркока о Вечном Воителе.
В России жанр прижился на почве славянской культуры, породив особую разновидность — т. н. «славянское фэнтези» (Мария Семёнова).
Джон Рональд Роуэл Толкин писатель, который внес огромный вклад в мировую литературу, в развитие жанра фэнтези. На выставке можно перелистать страницы его известных произведений "Хоббит, или Туда и обратно", "Властелин колец", совершить путешествие в страну Средиземья, познакомиться с его жителями. Журнальные статьи раскрывают природу фэнтези и творчество Толкиена как первооткрывателя жанра.
На языке оригинала представлены произведения Мартина "Игра престолов" и Н Геймана "Американские боги".
|