Утехина Алла Николаевна

К 65-летию со дня рождения
биобиблиографический указатель




Составитель:
Васильева Л.М.,

Редактор:
Платоненко Н. М.

Компьютерная верстка:
Гайнутдинова И.Х.
Данилов А.В.







Краткий очерк научной, педагогической
и общественной деятельности

Утехина Алла Николаевна начала свой трудовой путь в 1961 г., работая переводчиком на заводе "Ижтяжбуммаш", затем два года преподавала немецкий язык в средней школе № 22 г. Ижевска. С 1965 г. Алла Николаевна работает в Удмуртском госуниверситете (из них три года - с 1975 по 1978 гг. - преподавала немецкий язык в Глазовском пединституте).

За годы работы на кафедре немецкой филологии факультета иностранных языков (ныне института иностранных языков и литературы) Удмуртского университета А. Н. Утехина вела практику немецкого языка на младших и старших курсах, читала лекции по методике преподавания немецкого языка, по теоретической фонетике и стилистике, спецкурсы по методике интенсивного обучения и методике организации внеклассной работы по иностранному языку, руководила педагогической практикой студентов.

А. Н. Утехина на протяжении нескольких лет возглавляла учебно-методическую комиссию факультета, участвовала в проведении курсов по повышению квалификации учителей немецкого языка города и республики, работала в комиссии по созданию профклассов в республике, продолжает активно проводить курсы с преподавателями вузов гг. Ижевска, Глазова, Уфы и Сыктывкара.

Наряду с учебно-педагогической деятельностью А. Н. Утехина ведет активную научно-исследовательскую работу. В 1986 г. она защитила кандидатскую диссертацию ("Профессионально-педагогическая ориентация студентов университета") под руководством известного педагога, ученого, академика В. А. Сластёнина, в 2000 г. - докторскую диссертацию ("Теоретико-методологические основы моделирования гуманитарного содержания начального образования"). А. Н. Утехина имеет более ста публикаций, в том числе монографии, учебники, учебные пособия. Она - участница многих международных и всероссийских конференций. А. Н. Утехина успешно выступала с докладами во Фрибурге (Швейцария), Люнебурге (Германия), Москве, Белгороде, Архангельске, Нижнем Новгороде, Уфе, Казани, Ижевске, Сыктывкаре, Самаре, Кемерово, Глазове.

Научно-педагогическая и общественная деятельность профессора А. Н. Утехиной многогранна:
Более десяти лет в ИИЯЛ под руководством А. Н. Утехиной исследуются вопросы, касающиеся раннего обучения иностранным языкам. В результате открыта кафедра, создана новая специализация "Обучение иностранному языку в раннем возрасте", которая внесена в реестр прикладных специализаций в рамках специальности "Филология".

Учебное пособие А. Н. Утехиной "Иностранный язык в дошкольном возрасте: Теория и практика" получило гриф Совета по филологии УМО по классическому университетскому образованию. Министерством народного образования Удмуртской Республики рекомендованы к внедрению авторские учебные пособия: "Интегративная программа "Лингва": Программа развития и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста" и "Веселый немецкий".

В настоящее время в Ижевске, столице Удмуртии, более 50 детских садов занимаются ранним языковым образованием, приобщая детей к иностранным, удмуртскому, татарскому, еврейскому языкам. В последние годы совместно с Управлением дошкольного образования и воспитания г. Ижевска под руководством А. Н. Утехиной проведены многочисленные семинары для преподавателей иностранных языков и воспитателей национальных групп.

Всероссийская научно-практическая конференция "Раннее языковое образование: состояние и перспективы" (Ижевск, 2001 г.) показала, что научная школа языкового образования профессора А. Н. Утехиной занимает лидирующие позиции в этой области, а разрабатываемые ею проблемы методологии развития языкового образования, дидактические основы обучения иностранным языкам в раннем возрасте, теоретические основы моделирования гуманитарного содержания начального образования и стратегии реализации модели языкового межкультурного образования находят применение в преподавании национальных и иностранных языков в дошкольных учреждениях не только Удмуртии, но и за её пределами.

Профессор А. Н. Утехина награждена почетными грамотами УдГУ, Министерства народного образования Удмуртской Республики и Министерства народного образования Российской Федерации. Она - заслуженный работник народного образования Удмуртской Республики и лауреат премии Городской думы г. Ижевска в номинации "Женщина-ученый".

Зеленина Т. И., директор ИИЯЛ УдГУ,
Платоненко Н. М., заведующая кафедрой немецкой филологии



Основные труды

    1979

  1. Методические рекомендации по проведению внеклассной работы по немецкому языку / Cост. А. Н. Утехина; Удмурт. отд-ние педагог. об-ва РСФСР. - Ижевск, 1979. - 18с.

    1980

  2. Словарь-минимум ведения урока для студентов V курса ФРГФ / Сост. А. Н. Утехина. - Ижевск, 1980. - 40с.

    1983

  3. Методические рекомендации по организации и проведению внеклассной работы / Сост. А. Н. Утехина; Удмурт. отд-ние педагог. об-ва РСФСР. - Ижевск, 1983. - 28с.

    1984

  4. Кузнецова, Д. В. План-программа совершенствования подготовки учителей общеобразовательной и профессиональной школы в УдГУ / Д. В. Кузнецова, Л. М. Чазова, А. Н. Утехина; Удмурт. гос. ун-т им. 50-летия СССР. - Ижевск, 1984. - 36с.

    1985

  5. Утехина, А. Н. Изучение уровня сформированности профессионально-педагогической направленности у студентов-первокурсников / А. Н. Утехина // Формирование социально-активной личности учителя: Межвуз. сб. науч. тр. - М., 1985. - С. 71-78.
  6. Утехина, А. Н. Куратору студенческой академической группы: Методические рекомендации / А. Н. Утехина, Д. В. Кузнецова. - Устинов: Удмурт. гос. ун-т им. 50-летия СССР, 1985. - 36с.
  7. Методические рекомендации по проведению Ленинских дней в школе / Сост. А. Н. Утехина; Удмурт. гос. ун-т им. 50-летия СССР. - Устинов, 1985. - 40с.
  8. О некоторых условиях управления профессионально-педагогической ориентацией студентов университета // Формирование профессионально значимых качеств учителя. - Устинов, 1985.
  9. Утехина, А. Н. Пути совершенствования подготовки учителя в университете / А. Н. Утехина // Профессионально-педагогическая подготовка учителей. - Л., 1985. - С. 31-33.
  10. Утехина, А. Н. Роль изучения сформированности профессионально-педагогической направленности у студентов / А. Н. Утехина // Формирование профессионально значимых качеств учителя. - Устинов, 1985. - С. 71-72.

    1986

  11. Утехина, А. Н. Изучение и формирование профессионально-педагогической направленности студентов-первокурсников / А. Н. Утехина // Актуальные психолого-педагогические проблемы профессиональной подготовки учителя иностранного языка в свете основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Тез. докл. Всерос. конф. - Горький, 1986. - С. 11-13.
  12. Утехина, А. Н. Профессионально-педагогическая ориентация студентов университета во внеаудиторной деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Н. Утехина; Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - М., 1986. - 16с.
  13. Словарь-минимум ведения урока для студентов V курса ФРГФ / Сост. А. Н. Утехина. - Устинов, 1986. - 40с.
  14. Утехина, А. Н. Управление профессионально-педагогической ориентацией студентов во внеучебной деятельности / А. Н. Утехина // Теория и практика высшего педагогического образования: Межвуз. сб. науч. тр. - М., 1986. - С. 136-141.
  15. Утехина, А. Н. Условия активизации профессионально-педагогической ориентации студентов университета / А. Н. Утехина, Д. В. Кузнецова // Активизация учебно-воспитательного процесса в вузе: Материалы межвуз. науч.-метод. конф. - Устинов, 1986. - С. 63-64.

    1987

  16. Утехина, А. Н. Профессионально-педагогическая ориентация студентов в деятельности куратора академической группы / А. Н. Утехина, Д. В. Кузнецова // Совершенствование форм обучения и воспитания в вузе в свете решений ХХVII съезда КПСС: Тез. докл. респ. конф. - Устинов, 1987. - С. 143-144.
  17. Утехина, А. Н. Пути ориентации школьников на профессию учителя иностранного языка: Метод. рекомендации / А. Н. Утехина; Респ. ин-т усовершенствования учителей УАССР. - Устинов, 1987. - 17с.
  18. Утехина, А. Н. Роль преподавателя в активизации студентов при интенсивном обучении иностранному языку / А. Н. Утехина // Психолого-педагогические основы интенсификации учебного процесса в различных педагогических системах: Тез. докл. респ. конф. - Устинов, 1987. - С. 126-127.
  19. Утехина, А. Н. Формирование устойчивой профессионально-педагогической направленности у студентов университета / А. Н. Утехина // Совершенствование форм обучения и воспитания в вузе в свете решений ХХVII съезда КПСС: Тез. докл. респ. конф.- Устинов, 1987. - С. 141-143.

    1988

  20. Утехина, А. Н. Методические рекомендации по проведению профессиональной ориентации в УдГУ / А. Н. Утехина, Б. Н. Ворожцов. - Ижевск, 1988. - 32с.
  21. Планы семинарских занятий по методике преподавания немецкого языка / Сост. А. Н. Утехина; Удмурт. гос. ун-т им. 50-летия СССР. - Ижевск, 1988. - 28с.
  22. Утехина, А. Н. Преемственность школы и вуза в педагогической профориентации / А. Н. Утехина // Актуальные проблемы профессионализации в университете: Тез. докл. регион. науч.-практ. конф. - Уфа, 1988. - С. 8-11.
  23. Кузнецова, Д. В. Пути управления профессионально-педагогическим воспитанием студентов Удмуртского гос. университета / Д. В. Кузнецова, А. Н. Утехина // Формирование педагогических умений и профессионально значимых свойств личности у студентов: Сб. ст. - Ижевск, 1988. - С. 5-17.
  24. Утехина, А. Н. Роль преподавателя в активизации резервных возможностей личности студента в условиях интенсивного обучения иностранному языку / А. Н. Утехина // Эксперимент на службе оптимизации процесса обучения иностранному языку в вузе. - Ижевск, 1988. - С. 21-24.

    1989

  25. Утехина, А. Н. О подготовке будущих учителей к работе по профессиональной ориентации школьников / А. Н. Утехина // Педагогическая практика: опыт, проблемы, перспективы: Тез. докл. и сообщ. межвуз. науч. конф. - Ижевск, 1989. - С. 56-58.
  26. Утехина, А. Н. Пути совершенствования профессионально-педагогической ориентации студентов университета / А. Н. Утехина // Профессиональная ориентация как фактор формирования личности специалиста: Материалы Всерос. конф. - Кемерово, 1989. - С. 61-62.
  27. Утехина, А. Н. Формирование профессионально значимых качеств личности учителя в условиях применения метода активизации резервных возможностей обучаемого / А. Н. Утехина // Пути и методы оптимизации учебного процесса в вузе: Тез. докл. респ. конф. - Ижевск, 1989. - С. 56-57.

    1991

  28. Фонетический курс немецкого языка: Учебно-методическое пособие / Сост. А. Н. Утехина; Удмурт. гос. ун-т. - Ижевск, 1991. - 100с.

    1992

  29. Утехина, А. Н. Немецкий язык: Интенсивный курс / А. Н. Утехина; Удмурт. гос. ун-т. - Ижевск, 1992. - 99с.
  30. Утехина, А. Н. Немецкий язык для тебя: Учеб. пособие для детей, начинающих изучать немецкий язык / А. Н. Утехина; Удмурт. гос. ун-т. - Ижевск, 1992. - 88с.
  31. Утехина, А. Н. Формирование коммуникативных качеств личности учителя в процессе интенсивного обучения / А. Н. Утехина // Профессионализм педагога: Тез. докл. и сообщений междунар. науч.-практ. конф. - Ижевск; СПб., 1992. - Ч.2. - С. 222-223.

    1993

  32. Немецкий язык: Интенсивный курс / Сост. А. Н. Утехина; Удмурт. гос. ун-т. - Ижевск, 1993. - 151с.
  33. Утехина, А. Н. Организация межличностного речевого общения при интенсивном обучении иностранному языку / А. Н. Утехина // Профессионализм общения: Тез. докл. респ. науч.-практ. конф. - Ижевск, 1993. - С. 73-74.
  34. Песни на уроке немецкого языка / Сост. А. Н. Утехина. - Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 1993. - Ч.1. - 37с.
  35. Фонетический курс немецкого языка / Сост. А. Н. Утехина. - Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 1993. - 104с.

    1994

  36. Утехина, А. Н. К вопросу о дальнейшей разработке и интерпретации методических категорий интенсивного обучения иностранным языкам / А. Н. Утехина // Тезисы докладов Российской конференции по новым информационным технологиям в образовании. - Ижевск, 1994. - С. 103-104.

    1995

  37. Утехина, А. Н. Учебно-методический комплекс по немецкому языку как одна из систем интенсивного направления в обучении иностранным языкам / А. Н. Утехина // Тезисы докладов 2-ой Российской университетско-академической научно-практической конференции. - Ижевск, 1995. - Ч.1. - С. 82-83.

    1996

  38. Утехина, А. Н. Л. С. Выготский и современный подход к развитию детей средствами иностранного языка / А. Н. Утехина, Т. И. Зеленина // Культурно-исторический подход. Развитие гуманитарных наук и образования: Тез. докл. междунар. конф. - М., 1996. - С. 161-163.
  39. Выготский, Л. С. Лекции по педологии / Л. С. Выготский; Коллектив ред.: Г. С. Коротаева, Т. И. Зеленина, А. М. Горфункель, А. В. Жукова, А. Н. Утехина и др. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1996. - 296с.
  40. Утехина, А. Н. Модель развития способностей к усвоению иностранного языка у дошкольников (на базе детской школы "Лингва" при ФРГФ УдГУ) / А. Н. Утехина, Т. И. Зеленина - Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 1996. - 30с.
  41. Утехина, А. Н. Новые подходы к обучению иностранным языкам на рубеже ХХI века / А. Н. Утехина // Филология на рубеже ХХ-ХХI в.: Тез. докл. междунар. науч. конф., посвящ. 80-летию Пермского ун-та (19-22 нояб. 1996 г.). - Пермь, 1996. - С. 248-249.
  42. Утехина, А. Н. Новые технологии обучения иностранным языкам и повышение эффективности учебной деятельности / А. Н. Утехина // Женщины в меняющемся мире: история и современность: Материалы междунар. науч.-практ. конф., Ижевск, 8-9 февр. 1996 г. - Ижевск, 1996. - С. 219-222.
  43. Белова, Т. И. О "пользе и вреде" изучения иностранных языков (взгляды К. Д. Ушинского в кратком изложении / Т. И. Белова, А. Н. Утехина // Женщины в меняющемся мире: история и современность: Материалы междунар. науч.-практ. конф., Ижевск, 8-9 февр. 1996 г. - Ижевск, 1996. - С. 187-189.
  44. Поздеев, В. В. Практическая грамматика немецкого языка: Учеб. пособие / В. В. Поздеев, А. Н. Утехина. - Ижевск, 1996. - 115с.
  45. Утехина, А. Н. Развитие способности к усвоению иностранного языка в дошкольном возрасте / А. Н. Утехина // Женщины в меняющемся мире: история и современность: Материалы междунар. науч.-практ. конф., Ижевск, 8-9 февр. 1996 г. - Ижевск, 1996. - С. 196-199.
  46. Маханькова, Н. В. Роль памяти в процессе обучения иностранному языку / Н. В. Маханькова, А. Н. Утехина // Культурно-исторический подход. Развитие гуманитарных наук и образования: Тез. междунар. конф., Москва, 21-24 окт. 1996 г. - М., 1996. - С. 98-99.

    1997

  47. Маханькова, Н. В. Виды памяти и их роль в процессе обучения иностранному языку / Н. В. Маханькова, А. Н. Утехина // Тезисы докладов 3-й Российской университетско-академической научно-практической конференции. - Ижевск, 1997. - Ч.4. - С. 89-90.
  48. Утехина, А. Н. Детская воскресная школа "Лингва": Программа обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. Н. Утехина, Т. И. Зеленина. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1997. - 69с.
  49. Утехина, А. Н. Изучение процессов памяти у студентов - будущих учителей иностранного языка / А. Н. Утехина, Н. В. Маханькова // Женщины и общество: вопросы теории, методологии и социальных исследований: Материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Ижевск, 6-7 февр. 1997. - Ижевск, 1997. - С. 192-194.
  50. Утехина, А. Н. Интегративный потенциал развивающего обучения иностранному языку для детей дошкольного возраста / А. Н. Утехина, Т. И. Зеленина // Женщины и общество: вопросы теории, методологии и социальных исследований: Материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Ижевск, 6-7 февр. 1997 г. - Ижевск, 1997. - С. 174-176.
  51. Утехина, А. Н. Научно-методическая исследовательская работа преподавателей иностранного языка как один из путей повышения профессионализма / А. Н. Утехина // Тезисы докладов 3-й Российской университетско-академической научно-практической конференции. - Ижевск, 1997. - Ч.4. - С. 103-104.
  52. Утехина, А. Н. Немецкий для тебя: Интенсивный курс для средней школы / А. Н. Утехина. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1997. - 170с.
  53. Корепанова, С. А. Новые подходы к проблеме реализации принципа наглядности при обучении иностранному языку младших школьников / С. А. Корепанова, А. Н. Утехина // Тезисы докладов 3-й Российской университетско-академической научно-практической конференции. - Ижевск, 1997. - Ч.4. - С. 78-80.
  54. Утехина, А. Н. О некоторых особенностях восприятия детей дошкольного возраста / А. Н. Утехина // Тезисы докладов 3-й Российской университетско-академической научно-практической конференции. - Ижевск, 1997 - Ч.4. - С. 102-103.
  55. Утехина, А. Н. Раннее обучение иностранным языкам в школе "Лингва" / А. Н. Утехина // Многоязычие и интеграция культур: от теории к практике: Материалы междунар. конф. - Фрибург-Швейцария, 1997. - С. 192-194.
  56. Утехина, А. Н. Семантизация лингвострановедческой лексики в приобщении к иноязычной культуре / А. Н. Утехина // Языковая семантика и образ мира: Тез. докл. междунар. конф. - Казань, 1997. - С. 97-99.
  57. Утехина, А. Н. Текстологическое знакомство с ценностями христианской культуры / А. Н. Утехина, Н. М. Платоненко // Женщины и общество: вопросы теории, методологии и социальных исследований: Материалы III Междунар. науч.-практ. конф., Ижевск, 6-7 февр. 1997 г. - Ижевск, 1997. - С. 217.

    1998

  58. Утехина, А. Н. Веселый немецкий / А. Н. Утехина. - Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 1998. - 50с.
  59. Утехина, А. Н. К вопросу о предпосылках раннего обучения иностранным языкам / А. Н. Утехина // Женщины и общество: вопросы теории, методологии и социальных исследований: Материалы традиционной (IV) Всерос. конф. с междунар. участием, 12-13 февр. 1998 г. - Ижевск, 1998. - С. 293-295.
  60. Утехина, А. Н. Новые подходы к обучению иностранным языкам на рубеже ХХ-ХХI вв. / А. Н. Утехина, Т. И. Зеленина // Женщины и общество: вопросы теории, методологии и социальных исследований: Материалы традиционной (IV) Всерос. конф. с междунар. участием, 12-13 февр. 1998 г. - Ижевск, 1998. - С. 295-296.
  61. Зеленина, Т. И. О концептуальном подходе при обучении иностранному языку / Т. И. Зеленина, А. Н. Утехина // Женщины и общество: вопросы теории, методологии и социальных исследований: Материалы традиционной (IV) Всерос. конф. с междунар. участием, 12-13 февр. 1998 г. - Ижевск, 1998. - С. 234-236.
  62. Абрахам К. Психоаналитические исследования становления характера / К. Абрахам; Пер. с нем. Под ред. А. Н. Утехиной. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1998. - 47с.
  63. Маханькова, Н. В. Развитие памяти у детей при обучении иностранному языку / Н. В. Маханькова, А. Н. Утехина // Женщины и общество: вопросы теории, методологии и социальных исследований: Материалы традиционной (IV) Всерос. конф. с междунар. участием, 12-13 февр. 1998 г. - Ижевск, 1998. - С. 261-263.
  64. Крысова, Т. И. Развитие языковых творческих способностей при обучении иностранному языку / Т. И. Крысова, А. Н. Утехина // ХХVI итоговая студенческая научная конференция: Тез. докл. - Ижевск, 1998. - С. 115-117.
  65. Шелемова, М. А. Реализация развивающих задач ИЯ в рамках интегративной программы в воскресной школе "Лингва" / М. А. Шелемова, А. Н. Утехина // Женщины и общество: вопросы теории, методологии и социальных исследований: Материалы традиционной (IV) Всерос. конф. с междунар. участием, 12-13 февр. 1998 г. - Ижевск, 1998. - С. 306-307.
  66. Шафеева, Е. П. Речевое развитие и ранняя социализация / Е. П. Шафеева, А. Н. Утехина // Женщины и общество: вопросы теории, методологии и социальных исследований: Материалы традиционной (IV) Всерос. конф. с междунар. участием, 12-13 февр. 1998 г. - Ижевск, 1998. - С. 303-304.

    1999

  67. Утехина, А. Н. Интегрированная программа обучения и развития детей "Лингва" / А. Н. Утехина // Язык. Культура. Деятельность: Тез. докл. 2-ой междунар. науч. конф. (24-26 авг. 1999 г.). - Набережные Челны, 1999. - Т.2: Филологические аспекты межкультурных коммуникаций. - С. 326-329.
  68. Утехина, А. Н. Культурно-исторический подход в речевом развитии / А. Н. Утехина // Тезисы докладов 4-й Российской университетско-академической научно-практической конференции. - Ижевск, 1999. - Ч.4 - С. 11-12.
  69. Утехина, А. Н. О некоторых психолингвистических гипотезах усвоения детьми иностранного языка / А. Н. Утехина // Актуальные проблемы сопоставительного языкознания и межкультурные коммуникации: Сб. ст. - Уфа, 1999. - С. 199-200.
  70. Утехина, А. Н. О построении интегративной программы обучения и развития детей "Лингва" / А. Н. Утехина // Язык в мультикультурном мире: Материалы междунар. конф. - Самара, 1999. - С. 40-42.
  71. Утехина, А. Н. Педагогическое действие как составляющая профессионально-педагогической культуры: (из зарубежного опыта описания структуры педагогического действия) / А. Н. Утехина // Теория и технология формирования профессионально-педагогической культуры: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., Белгород, 21-22 сент. 1999 г. - Белгород, 1999. - С. 41-42.

    2000

  72. Утехина, А. Н. Аксиологический подход к построению содержания раннего языкового образования / А. Н. Утехина // Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: Материалы междунар. науч.-практ. конф., 12-14 сент. 2000 г. - М., 2000. - Ч.2. - С. 175-179.
  73. Утехина, А. Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте: теория и практика / А. Н. Утехина. - Ижевск: Изд. дом "Удм. ун-т", 2000. - 246c.
  74. Утехина, А. Н. Интегративная программа "Лингва": Программа обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / А. Н. Утехина, Т. И. Зеленина. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ижевск: Изд. дом "Удмурт. ун-т", 2000. - 63c.
  75. Филиппова, Л. В. К вопросу о формировании интеркультурной компетенции в курсе обучения иностранным языкам / Л. В. Филиппова, А. Н. Утехина // Раннее обучение родному и иностранным языкам: Материалы конф. (6-7 июня 1999 г.) и семинара (8-9 февр. 2000 г.). - Уфа, 2000. - С. 158-161.
  76. Утехина, А. Н. Обоснования и перспективы раннего обучения иностранным языкам / А. Н. Утехина // Cogito: Сб. науч. ст. по педагогике и психологии. - Ижевск, 2000. - Вып.2. - С. 79-89.
  77. Тарабаева, Е. В. Обучение профессионально-обусловленному речевому поведению / Е. В. Тарабаева, А. Н. Утехина // Актуальные проблемы преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах высших и средних специальных заведений: Материалы науч.-метод. конф., 12-14 апр. 2000 г. - Ижевск, 2000. - С. 121-122.
  78. Тарабаева, Е. В. Объективные и субъективные факторы, влияющие на успешность понимания научно-технических текстов / Е. В. Тарабаева, А. Н. Утехина // Актуальные проблемы преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах высших и средних специальных заведений: Материалы науч.-метод. конф., 12-14 апр. 2000 г. - Ижевск, 2000. - С. 120-121.
  79. Утехина, А. Н. О некоторых психолингвистических гипотезах усвоения детьми иностранных языков / А. Н. Утехина // Раннее обучение родному и иностранным языкам: Материалы конф. (6-7 июня 1999 г.) и семинара (8-9 февр. 2000 г.). - Уфа, 2000. - С. 123-125.
  80. Утехина, А. Н. Основные стратегии построения содержания и организации процесса обучения иностранному языку в дошкольном возрасте / А. Н. Утехина // Раннее обучение родному и иностранным языкам: Материалы конф. (6-7 июня 1999 г.) и семинара (8-9 февр. 2000 г.). - Уфа, 2000. - С. 16-19.
  81. Утехина, А. Н. Педагогические основы моделирования гуманитарного содержания начального образования / А. Н. Утехина, Л. К. Веретенникова. - Ижевск: Изд. дом "Удмурт. ун-т", 2000. - 132c.
  82. Тройникова, Е. В. Проблема дифференцированного обучения иностранному языку в национальных (удмуртских) группах / Е. В. Тройникова, А. Н. Утехина // Актуальные проблемы преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах высших и средних специальных заведений: Материалы науч.-метод. конф., 12-14 апр. 2000 г. - Ижевск, 2000. - С. 125-126.
  83. Тарабаева, Е. В. Проблемы нравственного развития личности учащегося и профессионального становления учителя в работах Л. Кольберга: (концепция Ф. Озера) / Е. В. Тарабаева, А. Н. Утехина // Cogito: Сб. науч. ст. по педагогике и психологии. - Ижевск, 2000. - Вып.2. - С. 136-144.
  84. Утехина, А. Н. Речевые достижения ребенка-дошкольника как фактор его готовности к усвоению иностранного языка / А. Н. Утехина // Лингводидиктика и филология: Тез. междунар. науч.-практ. конф. "Обучение профессиональному иноязычному общению. Международные стандарты. Образовательные стратегии". - Архангельск, 2000. - С. 97-100.
  85. Утехина, А. Н. Теоретико-методологические основы моделирования гуманитарного содержания начального образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук: (13.00.01) / А. Н. Утехина; Удмурт. гос. ун-т. - Ижевск, 2000. - 37с.
  86. Utechina, A. N. Sprache, Kultur und Personlichkeit / A. N. Utechina // Soziokulturelle Perspektiven des Fremdsprachenun-terrichts. - Luneburg; Ishevsk, 2000. - S. 78-83.
  87. Utechina, A. N. Spracherwerb und kulturelles Lernen / A. N. Utechina // Soziokulturelle Perspektiven des Fremdsprachenunterrichts. - Luneburg; Ishevsk, 2000. - S. 12-16.

    2001

  88. Утехина, А. Н. Антропологически-ценностный подход к проектированию основ раннего языкового образования / А. Н. Утехина // Языковое образование в национально-культурном наследии России: исторические традиции, современность, взгляд в будущее: Тез. докл. к конф. - М., 2001. - С. 81-83.
  89. Утехина, А. Н. Драматизация сказки в раннем обучении иностранному языку / А. Н. Утехина // Класс! - 2001. - N3-4. - С. 18-23.
  90. Утехина, А. Н. Комплексное мышление ребенка в развитии понятий (трактовка Л. С. Выготского) / А. Н. Утехина // Мир языка и межкультурная коммуникация: Материалы междунар. науч.-практ. конф., 16-17 мая 2001 г. - Барнаул, 2001. - Ч.2. - С. 141-145.
  91. Выготский, Л. С. Лекции по педологии / Л. С. Выготский; Коллектив ред.: Г. С. Коротаева, Т. И. Зеленина, А. М. Горфункель, А. В. Жукова, А. Н. Утехина и др. - Ижевск: Изд. дом "Удмурт. ун-т", 2001. - 303c.
  92. Зеленина, Т. И. О деятельности регионального научного центра раннего языкового образования "Иж-Логос" / Т. И. Зеленина, А. Н. Утехина // Раннее языковое образование: Состояние и перспективы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (5-8 апр. 2001 г.). - Ижевск, 2001. - С. 303-320.
  93. Утехина, А. Н. Обучение иностранному языку в раннем возрасте: Учеб. пособие / А. Н. Утехина. - Ижевск: Изд. дом "Удмурт. ун-т", 2001. - 193c.
  94. Утехина, А. Н. О концептуальных основах проектирования начального гуманитарного содержания / А. Н. Утехина // Тезисы докладов 5-й Российской университетско-академической научно-практической конференции. - Ижевск, 2001. - Ч.3. - С. 123-125.
  95. Утехина, А. Н. О некоторых функциональных характеристиках текста в психологическом аспекте / А. Н. Утехина // Текст-2000: Теория и практика. Междисциплинарные подходы: Материалы Всерос. науч. конф., 24-27 апр. 2001 г. - Ижевск, 2001. - Ч.1. - С. 151-154.
  96. Утехина, А. Н. Освоение языка и культуры в дошкольном детстве / А. Н. Утехина // Вестник педагогического опыта. Серия: Иностранные языки. - Глазов, 2001. - Вып. 14. - С. 20-22.
  97. Утехина, А. Н. Педагогические основы структурирования содержания раннего языкового образования / А. Н. Утехина // Раннее языковое образование: Состояние и перспективы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (5-8 апр. 2001 г.) . - Ижевск, 2001. - С. 217-228.
  98. Утехина, А. Н. Программа Всероссийской конференции "Раннее языковое образование: Состояние и перспективы" / А. Н. Утехина, Т. И. Зеленина // Раннее языковое образование: Состояние и перспективы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (5-8 апр. 2001 г.). - Ижевск, 2001. - С. 296-302.
  99. Зеленина, Т. И. Проект концепции "Многоязычие в полиэтническом регионе" (раннее языковое образование в Удмуртской республике) / Т. И. Зеленина, А. Н. Утехина // Раннее языковое образование: Состояние и перспективы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (5-8 апр. 2001 г.). - Ижевск, 2001. - С. 81-85.
  100. Утехина, А. Н. Речевые игры в раннем языковом образовании: Игровые упражнения с иностранным словом: Учебно-метод. пособие / А. Н. Утехина. - Ижевск: Изд. дом "Удмурт. ун-т", 2001. - 132с.
  101. Утехина, А. Н. Роль ручного творчества в речевом развитии ребенка / А. Н. Утехина, Н. А. Бердышева // Раннее языковое образование: Состояние и перспективы: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (5-8 апр. 2001 г.). - Ижевск, 2001. - С. 228-233.
  102. Утехина, А. Н. Ручное творчество в развитии речи ребенка / А. Н. Утехина // Технология и предпринимательство: Сб. науч. ст. - Ижевск, 2001. - С. 136-139.
  103. Утехина, А. Н. Специализация "Обучение иностранному языку в раннем возрасте": Рабочие программы и учебные планы: Специальность "Филология" / А. Н. Утехина. - Ижевск: Изд. дом "Удмурт. ун-т", 2001. - 57c.
  104. Утехина, А. Н. Sprache und Kultur in der Sozialisation der Personlichkeit = Язык и культура в социализации личности / А. Н. Утехина // Вестник педагогического опыта. Серия: Иностранные языки. - Глазов, 2001. - Вып.14. - С. 31-33.

    2002

  105. Зеленина, Т. И. К вопросу о языковой политике в Удмуртской республике (раннее языковое образование) / Т. И. Зеленина, А. Н. Утехина // Пермистика 9: Вопросы пермской и финно-угорской филологии: Межвуз. сб. науч. тр. - Ижевск, 2002. - С. 193-194.


    Научное руководство кандидатскими диссертациями

  106. Белова, Т. И. Построение дидактического пространства в условиях образовательной ситуации (на материале дошкольного образования): Автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.01) / Т. И. Белова; Науч. рук. А. Н. Утехина; Белгород. гос. ун-т. - Белгород, 1999. - 22с.
  107. Маханькова, Н. В. Педагогические условия формирования у студентов умений учебно-творческой деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.01) / Н. В. Маханькова; Науч. рук. А. Н. Утехина; Удмурт. гос. ун-т. - Ижевск, 2001. - 17с.
  108. Поторочина, Г. Е. Дидактические условия формирования интеркультурной компетенции студентов педвуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: (13.00.01) / Г. Е. Поторочина; Науч. рук. А. Н. Утехина; Удмурт. гос. ун-т. - Ижевск, 2001. - 18с.
  109. Филиппова, Л. В. Обучение студентов педагогического вуза речевому этикету как компоненту иноязычной культуры (на материале английского языка): Автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.08) / Л. В. Филиппова; Науч. рук. А. Н. Утехина; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2002. - 19с.
  110. Попова, Т. В. Педагогические условия формирования дидактической культуры учителя начальной школы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.01) / Т. В. Попова; Науч. рук. А. Н. Утехина; Удмурт. гос. ун-т. - Ижевск, 2002. - 19с.
  111. Кузнецова, Р. А. Обучение детей дошкольного возраста лексике удмуртского языка как неродного на этнокультуроведческом материале: Автореф. дис. ... канд. пед. наук (13.00.02) / Р. А. Кузнецова; Науч. рук. А. Н. Утехина; Ин-т национальных проблем образования Минобразования России и Минфедерации России. - М., 2002. - 21с.



Алфавитный указатель заглавий трудов

Аксиологический подход к построению содержания раннего языкового образования72
Антропологически-ценностный подход к проектированию основ раннего языкового образования88
Веселый немецкий58
Виды памяти и их роль в процессе обучения иностранному языку47
Детская воскресная школа "Лингва": Программа обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста48
Дидактические условия формирования интеркультурной компетенции студентов педвуза108
Драматизация сказки в раннем обучении иностранному языку89
Изучение и формирование профессионально-педагогической направленности студентов-первокурсников11
Изучение процессов памяти у студентов - будущих учителей иностранного языка49
Изучение уровня сформированности профессионально-педагогической направленности у студентов-первокурсников5
Иностранный язык в дошкольном возрасте: теория и практика73
Интегративный потенциал развивающего обучения иностранному языку для детей дошкольного возраста50
Интегративная программа "Лингва": Программа обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста74
Интегрированная программа обучения и развития детей "Лингва"67
К вопросу о дальнейшей разработке и интерпретации методических категорий интенсивного обучения иностранным языкам36
К вопросу о предпосылках раннего обучения иностранным языкам59
К вопросу о формировании интеркультурной компетенции в курсе обучения иностранным языкам75
К вопросу о языковой политике в Удмуртской республике (раннее языковое образование)105
Комплексное мышление ребенка в развитии понятий (трактовка Л. С. Выготского)90
Культурно-исторический подход в речевом развитии68
Куратору студенческой академической группы: Методические рекомендации6
Л. С. Выготский и современный подход к развитию детей средствами иностранного языка38
Лекции по педологии39, 91
Методические рекомендации по организации и проведению внеклассной работы3
Методические рекомендации по проведению внеклассной работы по немецкому языку1
Методические рекомендации по проведению Ленинских дней в школе7
Методические рекомендации по проведению профессиональной ориентации в УдГУ20
Модель развития способностей к усвоению иностранного языка у дошкольников (на базе детской школы "Лингва" при ФРГФ УдГУ)40
Научно-методическая исследовательская работа преподавателей иностранного языка как один из путей повышения профессионализма51
Немецкий для тебя: Интенсивный курс для средней школы52
Немецкий язык для тебя: Учеб. пособие для детей, начинающих изучать немецкий язык30
Немецкий язык: Интенсивный курс29, 32
Новые подходы к обучению иностранным языкам на рубеже ХХI века41
Новые подходы к обучению иностранным языкам на рубеже ХХ-ХХI вв.60
Новые подходы к проблеме реализации принципа наглядности при обучении иностранному языку младших школьников53
Новые технологии обучения иностранным языкам и повышение эффективности учебной деятельности42
О концептуальных основах проектирования начального гуманитарного содержания94
О некоторых психолингвистических гипотезах усвоения детьми иностранного языка69, 79
О некоторых условиях управления профессионально-педагогической ориентацией студентов университета8
О некоторых функциональных характеристиках текста в психологическом аспекте95
О подготовке будущих учителей к работе по профессиональной ориентации школьников25
О "пользе и вреде" изучения иностранных языков (взгляды К. Д. Ушинского в кратком изложении43
О деятельности регионального научного центра раннего языкового образования "Иж-Логос"92
О концептуальном подходе при обучении иностранному языку61
О некоторых особенностях восприятия детей дошкольного возраста54
О построении интегративной программы обучения и развития детей "Лингва"70
Обоснования и перспективы раннего обучения иностранным языкам76
Обучение детей дошкольного возраста лексике удмуртского языка как неродного на этнокультуроведческом материале111
Обучение иностранному языку в раннем возрасте93
Обучение профессионально-обусловленному речевому поведению77
Обучение студентов педагогического вуза речевому этикету как компоненту иноязычной культуры (на материале английского языка)109
Объективные и субъективные факторы, влияющие на успешность понимания научно-технических текстов78
Организация межличностного речевого общения при интенсивном обучении иностранному языку33
Освоение языка и культуры в дошкольном детстве96
Основные стратегии построения содержания и организации процесса обучения иностранному языку в дошкольном возрасте80
Педагогические основы моделирования гуманитарного содержания начального образования81
Педагогические основы структурирования содержания раннего языкового образования97
Педагогические условия формирования дидактической культуры учителя начальной школы110
Педагогические условия формирования у студентов умений учебно-творческой деятельности107
Педагогическое действие как составляющая профессионально-педагогической культуры: (из зарубежного опыта описания структуры педагогического действия)71
Песни на уроке немецкого языка34
План-программа совершенствования подготовки учителей общеобразовательной и профессиональной школы в УдГУ4
Планы семинарских занятий по методике преподавания немецкого языка21
Построение дидактического пространства в условиях образовательной ситуации (на материале дошкольного образования)106
Практическая грамматика немецкого языка: Учеб. пособие44
Преемственность школы и вуза в педагогической профориентации22
Проблема дифференцированного обучения иностранному языку в национальных (удмуртских) группах82
Проблемы нравственного развития личности учащегося и профессионального становления учителя в работах Л. Кольберга: (концепция Ф. Озера)83
Программа Всероссийской конференции "Раннее языковое образование: Состояние и перспективы"98
Проект концепции "Многоязычие в полиэтническом регионе" (раннее языковое образование в Удмуртской республике)99
Профессионально-педагогическая ориентация студентов в деятельности куратора академической группы16
Профессионально-педагогическая ориентация студентов университета во внеаудиторной деятельности12
Психоаналитические исследования становления характера62
Пути ориентации школьников на профессию учителя иностранного языка: Метод. рекомендации17
Пути совершенствования подготовки учителя в университете9
Пути совершенствования профессионально-педагогической ориентации студентов университета26
Пути управления профессионально-педагогическим воспитанием студентов Удмуртского гос. университета23
Развитие памяти у детей при обучении иностранному языку63
Развитие способности к усвоению иностранного языка в дошкольном возрасте45
Развитие языковых творческих способностей при обучении иностранному языку64
Раннее обучение иностранным языкам в школе "Лингва"55
Реализация развивающих задач ИЯ в рамках интегративной программы в воскресной школе "Лингва"65
Речевое развитие и ранняя социализация66
Речевые достижения ребенка-дошкольника как фактор его готовности к усвоению иностранного языка84
Речевые игры в раннем языковом образовании: Игровые упражнения с иностранным словом100
Роль изучения сформированности профессионально-педагогической направленности у студентов10
Роль памяти в процессе обучения иностранному языку46
Роль преподавателя в активизации резервных возможностей личности студента в условиях интенсивного обучения иностранному языку24
Роль преподавателя в активизации студентов при интенсивном обучении иностранному языку18
Роль ручного творчества в речевом развитии ребенка101
Ручное творчество в развитии речи ребенка102
Семантизация лингвострановедческой лексики в приобщении к иноязычной культуре56
Словарь-минимум ведения урока для студентов V курса ФРГФ2
Словарь-минимум ведения урока для студентов V курса ФРГФ13
Специализация "Обучение иностранному языку в раннем возрасте"103
Текстологическое знакомство с ценностями христианской культуры57
Теоретико-методологические основы моделирования гуманитарного содержания начального образования85
Управление профессионально-педагогической ориентацией студентов во внеучебной деятельности14
Условия активизации профессионально-педагогической ориентации студентов университета15
Учебно-методический комплекс по немецкому языку как одна из систем интенсивного направления в обучении иностранным языкам37
Фонетический курс немецкого языка35
Фонетический курс немецкого языка: Учебно-методическое пособие28
Формирование коммуникативных качеств личности учителя в процессе интенсивного обучения31
Формирование профессионально значимых качеств личности учителя в условиях применения метода активизации резервных возможностей обучаемого27
Формирование устойчивой профессионально-педагогической направленности у студентов университета19
Sprache und Kultur in der Sozialisation der Personlichkeit = Язык и культура в социализации личности104
Sprache, Kultur und Personlichkeit86
Spracherwerb und kulturelles Lernen87




Утехина Алла Николаевна: К 65-летию со дня рождения
Биобиблиографический указатель

Составитель Л.М. Васильева
Редактор Платоненко Н.М.
Компьютерная верстка И.Х. Гайнутдинова, А.В. Данилов

426034, Ижевск, Университетская, 1 корп. 1
Удмуртский государственный университет
Научная библиотека
http://cadis.uni.udm.ru/
admin@biblio.uni.udm.ru