Сайт Удмуртского Государственного Университета
 16+
Сайт научной библиотеки УдГУ
 
Сегодня: Понедельник, 17.01.2022. Новости | Поиск в ЭК | Вестник УдГУ | Виртуальные выставки | УдГУ | Студенческий Портал
Имя
Пароль
***
с 15 ноября 2021 года по 26 января 2022 года
Подросток "За" и "Против"
Тематическая выставка
Выставка продолжает цикл, посвященный десятилетию детства в России (2018-2027 гг.) и предназначена в поддержку освоения учебного материала студентами 3-го курса ИППСТ. На выставке представлена учебная, научная и научно-популярная литература по вопросам изучения развития, психологии, здоровья, интересов и запросов детей подросткового возраста, социальных и правовых проблем с ними связанных. Выставка может быть так же полезна всем, изучающим эти вопросы.
(ОА, к. 104 (Зал тематических выставок), тел. 916-359)
Список литературы Обзор Фото

С 2018г. в нашей стране стартовала программа «Десятилетие детства в России». Период действия программы рассчитан на десять лет, т.е. 2018-2027гг. Разработан план мероприятий в соответствии с Указом Президента РФ.
Первая экспозиция из цикла посвященная Детству, была по педагогике и психологии раннего и дошкольного детского возраста, охране жизни и здоровья материнства и детства, физическому развитию и воспитанию, образованию детей и организации досуга.
Вторая экспозиция Выставки была посвящена детям-школьникам, фактически тому периоду жизни человека, где формируется его будущее.
Данная Выставка посвящена подростковому возрасту (от 11 до 17 лет).
Инвестиции в детство, образование, обустройство культурной среды для подрастающего поколения – это стратегия развития нашего общества, у которого нет иного будущего, как будущее тех граждан, которым сегодня от 0 до 16 лет. (В. И. Добреньков, А. И. Кравченко, Социализация и образование, 2005г.).
Подросток – клубок противоречий. Откройте любую книгу, любой учебник, возьмите любой рассказ о подростках – и вы попадете в мир перевертышей, в мир парадоксов, где тезис и антитезис одинаково справедливы.
Выставка состоит из 10 разделов, где собраны документы по вопросам развития психологии, здоровья, интересов и запросов детей подросткового возраста, социальных и правовых проблем.
Раздел 1 «Семья и детство»
Семья – древнейшая разновидность малой человеческой группы. И, как это бывает со всеми устойчивыми группами, в каждой семье складывается определенный психологический климат, благоприятный или неблагоприятный с точки зрения духовного развития (а подчас и здоровья) отдельных членов семьи.
Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества (Ф. Адлер)
Психология современной семьи : монография / Т.В. Андреева. – В монографии освещены такие актуальные для современного общества вопросы, как: особенности и тенденции современной российской семьи; молодежные взгляды на брак и семью, проблемы молодой семьи; потребности мужей и жен в брачно-семейных отношениях. В книге рассмотрены различные типы семей: сельские, семьи военнослужащих, семьи творческой интеллигенции. Анализируются проблемы, возникающие в бинациональных супружеских парах, психологические проблемы творческих женщин и домохозяек. Особое внимание уделяется разрушительным тенденциям в семье (конфликтам, ревности, изменам), а также мужскому взгляду на брак.
Подростковый возраст (11-15 лет) связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. И хотя линии психического и физиологического развития идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.
Подросток (старший школьный возраст: ранняя юность (16, 17 лет) стремительно вышел за рамки школьных интересов и почувствовав себя взрослым, разными способами пытался приобщится к жизни старших. Но, приобретая гораздо большую, чем раньше, самостоятельность, он остался школьником, все ещё зависящим от родителей. Остался он и на уровне своей подростковой субкультуры. Фактически подростковый возраст – затянувшееся детство, из которого ребенок с большими трудностями «вырастает». Новый возрастной этап – раннюю юность – считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью. В это время вырастающий ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни.
Цикл книг «Мир детства» представлен двумя изданиями «Подросток» и «Юность». В изданиях доступно раскрывается сложный мир детей-подростков.
«Детские годы – это годы, из которых река берет свое начало и где определяет свое направление». (Януш Корчак)
На стороне подростка / Ф. Дольто - Последняя работа Франсуазы Дольто «На стороне подростка» - одна из наиболее значимых в ее творчестве. Здесь соединились свойственный ей дар психоаналитика, ум одержимого своим делом ученого и женская материнская щедрость. Труд состоит из примеров, опытов, советов и рекомендаций, которые помогут и родителям, и воспитателям наладить диалог с молодежью. Побеги из дома, самоубийства, наркотики, отставание в школе, сексуальные проблемы - автор обращается к тем, кто несет за это ответственность, находит именно тот живой язык, которого ждут подростки.
Раздел 2 «Тропинки Страны Детства»
Недостатки и слабости подрастающего поколения, его несамостоятельность и неприспособленность – одна из излюбленных тем в разговорах родителей, педагогов, всех тех, кто имеет отношение к воспитанию. Правда, если верить старшим, то дети всегда, во все времена, начиная с античности, были гораздо хуже родителей, так что удивительно, как человечество до сих пор не выродилось и даже умудрилось достичь некоторого прогресса и создать немало выдающихся творений.
Родители и дети : психология взаимоотношений в семье / В. М. Целуйко - В книге, адресованной родителям и работникам социальной сферы, представлены материалы о различных формах семейного неблагополучия. Автор дает психологические рекомендации о путях решения сложных проблем, связанных с нарушением психологического климата в семье, предостеречь родителей от распространенных ошибок в воспитании детей.
«Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги» (А.С. Макаренко)
Вначале было воспитание / А. Миллер ; пер. с нем. - Автор показывает механизмы скрытой жестокости в воспитании детей и корни насилия. Анализируя ряд жизненных историй - пациентки-наркоманки, убийцы малолетних и Адольфа Гитлера, - Миллер раскрывает истоки крайней личностной деструктивности этих людей в их раннем детстве: будучи детьми, они подвергались жестокому обращению и унижению, что и сказалось на их личностных особенностях. Сформулированы основные принципы "губительной педагогики" - подавляющего и калечащего ребенка воспитания. Для психологов, психотерапевтов, социальных работников, а также всех, кто интересуется проблемами детства.
Раздел 3 «Здравология»
Подростки – особый контингент в составе населения, состояние здоровья которого является барометром как социального благополучия и медицинского обеспечения предшествующего периода детства, так и предвестником изменений в здоровье населения в последующие годы.
Как сохранить нацию / И. Н. Веселкова, Ю. М. Комаров - В предлагаемой монографии в доступной форме рассказывается, что такое здоровье человека и общества в целом, от каких условий и факторов оно зависит, как его сохранить, как избежать болезней и преждевременной смерти. В книге прослеживаются изменения в состоянии здоровья россиян на протяжении всего XX столетия, исторические особенности структуры болезней и причин смертности. Будут даны ответы на вопросы: почему женщины болеют больше мужчин, а живут значительно дольше? Насколько алкоголизм и травматизм сокращает продолжительность жизни российских мужчин, почему появился термин "сверхсмертность мужчин"? Почему супруги часто ограничиваются одним ребенком, а в то же время растет внебрачная рождаемость, увеличивается число неполных семей, насколько негативно сказывается это на здоровье детей, а потом и взрослых? О перспективе изменения здоровья и численности населения также говорится в предлагаемой книге.
Раздел 4 «Внимание: подросток!»
Перефразируя Л.Н. Толстого, можно предположить, что «все нормальные дети похожи друг на друга, а каждый трудный ребенок труден по-своему».
Самосознание проблемных подростков / Н. Л. Белопольская - В книге изложены теоретические основы проблемы формирования самосознания в подростковом возрасте, а также результаты оригинальных экспериментальных исследований возрастных и специфических особенностей формирования самосознания у проблемных подростков с разной степенью нарушения поведения, со сниженным интеллектом, а также интеллектуально полноценных подростков, страдающих тяжелым врожденным дефектом лица. Книга будет полезна не только психологам и педагогам, занимающимся с проблемными подростками, но и студентам, изучающим психологию.
Пол и секс в современном обществе : кн. для учителя / Д.В. Колесов. - В чем различие между эротикой и порнографией? Как вести себя при встрече с сексуальным маньяком? Справедливо ли считать проституцию древнейшей профессией? В чем польза и в чем вред нецензурной брани? Полезно также разобраться в различиях мужской и женской психологии и поведения, понять, в чем сила и в чем слабость мужского и женского пола, и т. д. В этой книге учителя найдут информацию, необходимую для работы с учащимися, для ответов на их вопросы, для преодоления бесполой педагогики; родители - для воспитания детей; старшеклассники - для будущей самостоятельной жизни. Многие взрослые найдут ответ на вопросы, которые раньше им были неясны, и смогут лучше понять себя самих во взаимоотношениях с другим полом.
Раздел 5 «Педагог – Ученик – Родители»
О взаимодействии в воспитании подростка и формировании личности посвящен данный раздел выставки. Учитель-предметник, обеспечивает преимущественно образование учащихся. Классный руководитель, выражаясь словами А.С. Макаренко, призван проектировать личность.
«Чтобы познать человека, нужно его полюбить» (Л. Фейербах)
Воспитательная работа с подростками: задания, игры, тесты / И. С. Артюхова (Школа классных руководителей). Книга адресована классным руководителям и школьным психологам, работающим с подростками. В книге содержатся научно-методические статьи, которые помогут читателям разобраться в потребностях современных подростков, сориентироваться в хаосе современных ценностей и выбрать актуальные направления воспитания. Предлагаются методические разработки групповых психолого-педагогических занятий с подростками. Содержится дополнительный материал (игры, упражнения, тесты).
Раздел 6 «Будни школьного психолога»
«Никто не обнимет необъятного!» Этот афоризм Козьмы Пруткова вполне подходит к ситуации, в которую попадает школьный психолог, переступая порог школы. Ведь почти каждый школьник имеет какие-то свои проблемы, хотя они и не мешают школьной жизни. А кроме этих неявных проблем, существует ещё множество явных, начиная с первого класса и кончая последним. И всё это тут же обрушивается на школьного психолога.
Моя профессия - детский психолог : практ. пособие для специалистов общеобразоват. учеждений / М. И. Лукьянова - В пособии даны методические материалы для практической деятельности школьного психолога по основным направлениям его работы: создание условий для личностного роста учащихся, психологическое сопровождение трудных детей в условиях образовательного учреждения, психологическое просвещение учителей и обеспечение их личностного роста.
Практическая работа в школе требует совершенно особых знаний и умений, которые не даются прямо в академическом курсе. Книги, представленные в этой части раздела знакомят с некоторыми техниками и методиками работы психолога.
Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская - Автор предлагает путь повышения психологической компетентности родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми. Описывается опыт работы с родителями, проводимой в жанре группового консультиро¬вания, а также содержатся методические разработки к курсу. Книга представляет интерес для практических психологов, специализирующихся на работе с детьми и семьей, а также для родителей, интересующихся проблемами развития ребенка и построения эффективных отно¬шений с ним.
Раздел 7 «Человек агрессивный»
В последнее время вызывает озабоченность рост числа нарушений поведения у детей, особенно подросткового и юношеского возраста: побегов из дома, воровства, намеренной лживости, прогулов школы, актов вандализма, разрушений чужой собственности, нападений на людей, случаев физического и сексуального насилия, жестокости по отношению к людям или животным, суицидального поведения. Наиболее острой является проблема роста детской преступности и асоциальности.
На процесс образования поведенческих нарушений может оказывать влияние достаточно большой круг культурных, экономических, социальных, медицинских, социально-психологических, педагогических факторов.
Агрессивность человека / А. А. Налчаджян, (Мастера психологии).- Книга обобщает результаты современных исследований агрессии. В ней много новых идей, концепций и гипотез, которые заметно продвигают вперед эту сложную и важную область психологических исследований. Особое внимание обращается на связи агрессии с другими психическими явлениями.
Раздел 8 «Человек зависимый»
Зависимость – особый путь жизни, связанный с поиском «идеальной» реальности. При помощи зависимости человек убегает от дискомфорта действительности. Однако будучи найденной, новая искусственная реальность разрушает здоровье и жизнь.
Другие наркотики, или Homo Addictus: человек зависимый / А. В. Котляров. - В книге описаны субстанциональные зависимости – ведущие проблемы современного человека. Рассмотрены как известные формы (зависимость от азартных игр, пищевая, компьютерная аддикция), так и менее знакомые, но распространенные состояния (сексуальная зависимость, шопинг, TV-аддикция и т. д.). Приводятся признаки зависимости и механизмы ее возникновения.
Масштабы и темпы распространения алкоголизма, наркомании и токсикомании в стране таковы, что ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительной её части. А это в ближайшей перспективе может привести к социальной нестабильности российского общества. (А.В. Гоголева «Аддиктивное поведение», 2001г.)
Алкоголь:
Беседы об антиалкогольном воспитании : кн. для учителя / Д. В. Колесов. - В книге рассматриваются вопросы предупреждения пьянства и алкоголизма в подростковом возрасте, даются рекомендации, с чего следует начинать антиалкогольную работу, по каким признакам можно установить повышенную заинтересованность подростка в алкоголе, как работать с так называемым «угрожаемым контингентом».
Наркомания:
Размышления о наркомании : кн. для учителя / М. И. Буянов - Известный детский психиатр рассказывает о сущности наркомании и ее видах, о некоторых факторах, предрасполагающих к появлению этой патологии, о формах профилактики и возможностях ее лечения. Опираясь на собственный врачебный опыт, автор обращается к историческим и литературным примерам. Книга, написанная живым языком, располагает к осмыслению и обсуждению проблем, связанных с наркоманией.
Негативное потребление среди подростков : социальные и личностные факторы риска и защиты - В монографии представлены результаты междисциплинарного исследования проблемы употребления наркотиков, алкоголя и курения среди подростков, причин и последствий этого явления для общества и личности. Анализируются социальные и психологические факторы риска употребления наркотиков. Рассматриваются возможности практического использования результатов исследования
Курение:
Курение: тонкости, хитрости и секреты / под ред. Ю. В. Татуры - Несмотря на то, что курение табака является сильной привычкой, а также формой наркотической зависимости, миллионам людей все-таки удалось бросить курить. В этой книге вы найдете все «плюсы» и «минусы», которые можно «приобрести» за счет курения.
Раздел 9 «Человек (не) свободный»
«Неформальные объединения» - не юридическое понятие, пришедшее из газет в 80-е годы как противовес «формальным», т.е. официально определенным (зарегистрированным) организациям. В неформальных объединениях отсутствует членство и их принято рассматривать как формирования, объединяющие молодежь по признаку субкультуры.
Неформальные молодёжные объединения : информ.-метод. пособие / - Сборник данных различных организаций и служб, ведущих профилактическую работу среди несовершеннолетних. Знакомство с данным материалом не специалистов, а также несовершеннолетних не рекомендуется.
Раздел 10: Книжные серии
«Ты не один» - Комплект серии рабочих тетрадей для школьников 1-12 классов. Дидактические задачи комплекта в целом связаны с формированием нравственных и этических норм поведения, формированием по вопросам безопасной жизнедеятельности, а также с созданием предпосылок для выработки соответствующих навыков.
«Полезные привычки», «Полезные навыки» - учебные пособия, предназначены для формирования у школьников навыков эффективного общения, принятия решений и сопротивления давлению сверстников на употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ и табака.
Библиотечка «Первого сентября» - Разные серии «Школьный психолог», «Здоровье детей» и др. Каждый выпуск – это мнение авторитетных специалистов на актуальные вопросы, в том числе по заявленной теме.
Полный список представленной литературы http://lib.udsu.ru
Ишина О.Г.
При полном или частичном использовании материалов сайта активная ссылка обязательна!
Для отзывов, замечаний и предложений пишите сюда: webmaster@lib.udsu.ru
 
[ Время генерации страницы: 0.004(0.000) сек. и 6 запрос(а,ов) к базе данных ]
Яндекс.Метрика