Сайт Удмуртского Государственного Университета
 16+
Сайт научной библиотеки УдГУ
 
Сегодня: Четверг, 10.10.2024. Новости | Поиск в ЭК | Вестник УдГУ | Виртуальные выставки | УдГУ | Студенческий Портал
Имя
Пароль
***
Дайджест : Языкознание

Обозначение цвета, их символики в текстах удмуртских песен : тематическая подборка. - 2018.
Тематическая подборка документов по заявке Самаровой М. А.



  • Акулина, Л. В. Черный цвет: обозначение и семантика в татарской и удмуртской лингвокультурах / Л. В. Акулина // Г. Е. Верещагин, традиционная культура и просветительство народов Урало-Поволжья : сб. ст. / РАН, УрО, Удмурт. ин-т истории, яз. и лит. ; сост. В. М. Ванюшев ; отв. ред. В. М. Ванюшев. - Ижевск : УИИЯЛ УрО РАН, 2014. - С, 150-154. - Библиогр.: с. 153-154 (11 назв.).
  • Представлен анализ общих и отличительных свойств татарского и удмуртского языков в аспекте цветообозначающей лексики на примере особенностей функционирования лексических обозначений черного цвета кара и сьо\:д в произведениях устного народного творчества, в частности в народных песнях.

  • Арзамазов, А. А. Цветовая символика в удмуртском фольклоре и поэзии 1910–1930-х гг.: семантические вариации и формы преемственности [Электронный ресурс] / А. А. Арзамазов // Пермские литературы в контексте финно-угорской культуры и русской словесности : коллектив. моногр. / В. М. Ванюшев, В. А. Лимерова, Т. А. Снигирева [и др.] ; науч. ред.: Т. А. Снигирева, Е. К. Созина. - 2-е изд., доп. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2016. - С. 220-238. - Режим доступа : http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/15639.
  • Обращение к символике цвета в фольклорной и литературной традиции изначально выстраивается на пересечении нескольких теоретико-методологических опытов филологического (и шире – антропологического) описания и толкования ценностии значения цвета (любого другого образа) в картине мира. Ориентированность на разные теоретические и методологические подходы расширяет понятийный инструментарий и делает возможным включение цветограммы национальной культуры в орбиту обширной гуманитарной практики. Рассматриваются пять ключевых цветов, играющих наиболее значимую роль в конструировании фольклорно-мифологического мира удмуртов.

  • Арзамазов, А. Символика черного в удмуртской фольклорной картине мира / А. Арзамазов // Вордскем кыл = Родное слово. - 2010. - № 8. - С. 34-37. - Библиогр.: с. 37 (11 назв.).
  • Рассмотрены примеры, которые подчеркивают, что концепт черного цвета в удмуртской фольклорной картине мира имеет важный статус, разноаспектное содержание.

  • Арзамазов, А. А. Категория колористического признака (белый/красный) в символическом языке удмуртского фольклора / А. А. Арзамазов // Вордскем кыл = Родное слово. - 2010. - № 9. - С. 44-47. - Библиогр.: с. 47 (16 назв.).
  • Рассмотрена цветовая символика удмуртского фольклора.

  • Образцова, А. Н. Отражение этнической идентичности в цветовых образах удмуртского фольклора / А. Н. Образцова // Полиэтничный мир Евразии: проблемы взаимовосприятия : сб. ст. [по материалам докл. Всерос. науч. конф. с междунар. участием "Финно-угры - славяне - тюрки: опыт взаимодействия", г. Ижевск, 10-11 нояб. 2016 г.] / УИИЯЛ УрО РАН, Финно-угры - славяне - тюрки: опыт взаимодействия, науч. конф. ; редкол.: А. Е. Загребин, А. В. Егоров, Н. В. Кондратьева [и др.]. - Ижевск : Союз оригинал, 2016. - С. 471-475. - Библиогр.: с. 475.
  • О цветовых образах удмуртского фольклора и отражении в них этнической идентичности.

  • Касаткина, Т. Ю. Анализ структуры ассоциативного поля цвета (на материале удмуртского и русского языков) / Т. Ю. Касаткина // Многоязычие в образовательном пространстве. - 2016. - Вып. 8. - С. 60-67. - Режим доступа : http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/16051. - Библиогр.: с. 66-67 (23 назв.).
  • Изучая ассоциативные поля, полученные от стимулов-цветообозначений, сделана попытка реконструкции картины цветового образа в сознании носителей того или иного языка. Выявлено, что значения номинаций цвета и ассоциации, которые они вызывают, различаются в разных культурах.

  • Хрущева, Н. Г. Эстетика природы в песенной поэзии удмуртов / М. Г. Хрущева // Регионология. - 2007. - № 4. - С. 331-339. - Библиогр.: с. 339 (9 назв. ).
  • В обрядовой песенной поэзии удмуртов сложилась исторически многослойная гармоничная система художественных образов природы и цветовой символики, обусловленная жизненной средой.

  • Глухова, Н. Н. Системы символов песен финно-угров Урало-Поволжье / Н. Н. Глухова // Финно-угорские языки и культуры в социокультурном ландшафте России : материалы V Всерос. конф. финно-угороведов, Петрозаводск, 25-28 июня 2014 г. / Правительство Респ. Коми, Комитет финно-угроведов РФ, Ин-т яз., лит. и истории КарНЦ РАН, Петрозав. гос. ун-т, Петрозав. гос. консерватория им. А. К. Глазунова ; редкол.: Н. Г. Зайцева, И. И. Муллонен, И. Ю. Винокурова [и др.] ; отв. ред.: Н. Г. Зайцева, И. И. Муллонен. - Петрозаводск : [Карельский научный центр РАН], 2014. - С. 131-133. - Библиогр.: с. 133 (1 назв.).
  • Представлены результаты исследований сходств и различий в системах символов песенного жанра коми, мари, мордвы и удмуртов.

  • Серов, Н. В. Семантика цвета / Н. В. Серов. - Саратов : Вузовское образование, 2013. - Книга находится в Премиум-версии ЭБС IPRbooks. - Рус яз.
  • Цель настоящего курса – создание и практическое использование информационных моделей при изучении сложных саморазвивающихся систем и, в частности, интеллекта. Поскольку информация принципиально неотделима как от социума, природы и/или культуры, так и от цвета, то семантика цвета является одной из наиболее перспективных областей хроматической психологии, исторической культурологии и др. Среди частных задач курса выделяются следующие: во-первых, представление общности, объединяющей множество психологических феноменов; во-вторых, системно-функциональный анализ того, как разные феномены служат примерами действия одних и тех же законов; и, в-третьих, культурологическое понимание природы человеческого универсума. Так, с позиций культурно-исторических данных о документированной канонизации основных цветов при различных условиях наблюдения построены информационные модели онтологических различий между идеальным и материальным планами культуры, и, в частности, между субъективным (психологическим) и объективным (астрономическим) временем, а также между стадиями переработки информации интеллектом, между субъектами гендерных отношений в истории мировой культуры и т.п.


    При полном или частичном использовании материалов сайта активная ссылка обязательна!
    Для отзывов, замечаний и предложений пишите сюда: webmaster@lib.udsu.ru
     
    [ Время генерации страницы: 5.292(5.289) сек. и 1 запрос(а,ов) к базе данных ]
    Яндекс.Метрика